• 15.01.2022
      • 12:42:45 (MSK+00:00)
      • 15.01.2022
      • 12:42:45 (MSK +4)
    • Время на сервере
      (MSK+00:00)

      Получайте закрывающие документы от ЭТП «Фабрикант» в течение 2 рабочих дней в электронном виде! Подробнее по ссылке.

      Обзор планируемых и принятых изменений в рамках работы по 44-ФЗ в мае 2021 года

      1 Июня 2021 11:55

      Обзор планируемых и принятых изменений в рамках работы по 44-ФЗ

      в мае 2021 года.

       

      Эксперты электронной площадки НЭП-Фабрикант подготовили обзор нормативно-правовых актов, принятых и размещенных на федеральном портале проектов НПА РФ в мае 2021 года.

      Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на планируемые и принятые изменения законодательства о контрактной системе.

       

      Предлагается отменить дополнительные требования к участникам закупки услуг по организованной перевозке групп детей автобусами.

       

      Реквизиты проекта НПА: Проект Постановления Правительства РФ
      «О внесении изменения в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
      . (ID проекта 01/01/04-21/00114712).

      Статус: дата окончания общественного обсуждения - 16 апреля 2021 года.

      Минфин России планирует исключить позицию 5 из приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, в соответствии с которой определены дополнительные требования к участникам закупки услуг по организованной перевозке групп детей автобусами, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников дополнительным требованиям.

      Напомним, что указанные дополнительные требования предусматривают ограничение по максимальному "возрасту" автобусов, а также необходимость установки на транспортные средства дополнительного контрольного и навигационного оборудования. Эти требования к участникам закупок были предусмотрены с учетом Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013
      № 1177.

      Вместе с тем действующие в настоящее время Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 1527, не предъявляют аналогичных требований к перевозчикам.

      Минфин предлагает новые правила ведения РНП в госзакупках

      Реквизиты проекта НПА: О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ID проекта 01/01/05-21/00115732)

                  Статус: дата окончания общественного обсуждения – 21 мая 2021 года.

      Из пояснительной записки следует, что проектом постановления предусматривается, что документооборот между заказчиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр переводится в электронную форму с использованием единой информационной системы в сфере закупок.

      При этом в документе оговаривается, что часть информации, которая должна включаться в обращение о включении поставщика в РНП, будет формироваться автоматически, на основании данных различных государственных информсистем.

      Впрочем, для ряда случаев предлагается сохранить "бумажный" документооборот. Так, на бумажном носителе (при возможности, на съемном машинном носителе) обращения будут подаваться при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса предложений, закрытого способа определения поставщика.

      В правилах определены также порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки в РНП, требования к составу, содержанию и форме обращения, порядок рассмотрения обращения, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки либо об отказе в таком включении.

      При этом в новых правилах прописаны случаи, когда ФАС сможет (на основании внеплановых проверок) не включать информацию о поставщике в РНП. В их числе, нарушения заказчиками закупочного законодательства при признании поставщика уклонившимся от заключения контракта, при одностороннем расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком его условий. Также контрольный орган сможет не включать информацию об участнике закупки в РНП, если в ходе рассмотрения соответствующего обращения заказчика выявлены действия поставщика, свидетельствующие об отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта или не подтверждены факты недобросовестности поставщика.

      На рассмотрение обращений заказчиков контрольному органу отводится пять рабочих дней.

      Ранее многие участники закупок указывали на неправомерное использование заказчиками ряда норм, регламентирующих включение компаний в РНП. В частности, нормы об одностороннем расторжении контракта заказчиком на основании нарушения поставщиком условий контракта или признания его недобросовестности. Причем те же нарушения условий контракта в ряде случаев обеспечиваются заказчиками. Например, за счет непредоставления (несвоевременного предоставления) проектно-сметной документации (в случае со стройкой) и т.п.

       

      Минпромторг России предлагает скорректировать нормы по запретам в рамках импортозамещения в государственных закупках.

      Реквизиты проекта НПА: О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 (ID проекта 01/01/05-21/00116001).

      Статус: дата окончания общественного обсуждения – 1 июня 2021 года.

      Перечни товаров расширят: часть "запретной" продукции перейдет в список с ограничениями допуска. Оснований для неприменения запретов и ограничений станет больше.

      Запрет на допуск иностранных товаров

      Перечень "запретных" товаров.

      Из перечня уберут часть продукции, например:

      ● текстильные ткани;

      ● одежду (кроме меховой);

      ● обувь;

      ● телекоммуникационное оборудование.

      В него войдут новые товары, например:

      ● мостовые и козловые краны;

      ● пассажирские лифты;

      ● промышленные кондиционеры.

      Всего в списке 158 товаров.

      Основания для неприменения запрета.

      Скорректируют основания. Так, заказчики смогут руководствоваться пп. "б" п. 3 Постановления № 616, если соблюдено одно из условий:

      ● закупается 1 единица товара стоимостью не более 300 тыс. руб. вместо 100 тыс. руб., как сейчас;

      ● закупается совокупность таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб., за исключением ряда продукции. Эти исключения изменили: из их числа убрали продукцию легпрома и добавили ручные инструменты, а также устройства числового программного управления.

      Появятся новые основания. Например, запрет не будет действовать при экстренной или аварийной закупке. А вот при приобретении запасных частей и расходных материалов к станкам его установить придется. Основание из перечня убрали.

      Подтверждение происхождения товара.

      Подтвердить, что товар не попадает под запрет, станет проще: для этого не нужна будет выписка из реестра.

      В заявке участники указывают номер записи из реестра российской или евразийской промпродукции, а также:

      ● информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено Постановлением № 719, — для российских товаров;

      ● информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории ЕАЭС, если это предусмотрено Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105, — для евразийских товаров.

      При закупке у едпоставщика номера надо представить при исполнении контракта. Исключение — закупки по п. п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

      В некоторых случаях в составе заявки достаточно направить декларацию о стране происхождения товара, например, если участники — учреждения и предприятия УИС, а также организации инвалидов.

      При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) должен представить заказчику документы, на основании которых продукция включена в соответствующие реестры промпродукции.

      Ограничения допуска иностранных товаров

      Перечень товаров с ограничениями.

      Список продукции с ограничениями дополнили товарами, которые убрали из "запретного" перечня. В него также включили новые позиции, например:

      ● щебень;

      ● некоторые столовые приборы, в частности ложки и вилки;

      ● электрические трансформаторы.

      Некоторые позиции убрали, например, турбокомпрессоры.

      Всего в перечне 185 товаров.

      Основания для неприменения ограничений.

      Оснований станет больше. Ограничение не действует при закупках:

      ● продукции определенного товарного знака, чтобы обеспечить совместимость с имеющимися у заказчика товарами;

      ● запасных частей и расходных материалов к оборудованию, если необходимо соблюсти требования технической документации.

      3) Подтверждение соответствия ограничениям.

      Участник вправе рассчитывать на неприменение к нему ограничений, если товар:

      ● включен в реестр российской промпродукции или евразийский реестр промтоваров (пока он пуст);

      ● имеет сертификат СТ-1, если сведений о товаре нет в реестрах.

      При подаче заявки участник обязан продекларировать страну происхождения товара и согласиться дать подтверждающие сведения или документы на стадии заключения и (или) исполнения контракта. Выписка из реестра не нужна.

      При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) должен представить заказчику документы, на основании которых продукция включена в соответствующие реестры, или сертификат СТ-1, если сведений в реестрах нет.

      Законопроект по конфликту интересов прошел первое чтение в Госдуме.

      Реквизиты проекта НПА: "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проект Федерального закона № 1145363-7).

                  Статус: 26 мая 2021 года законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе Российской Федерации.

      Согласно пояснительной записке законопроект предусматривает:

      уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

      расширение перечня лиц, которые принимают меры по предотвращению
      и урегулированию конфликта интересов, путем включения в их число работников контрактной службы;

      уточнение перечня лиц, которые не могут входить в состав комиссии
      по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии
      с Законом № 44-ФЗ;

      установление перечня физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. При этом
      в целях обеспечения заказчику возможности более гибко предупреждать возникновение конфликта интересов законопроект предусматривает возможность установления заказчиком в положении о закупке иных случаев, при которых физическое лицо не может быть членом комиссии по осуществлению закупок;

      введение обязанности члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;

      соотнесение понятия личной заинтересованности члена комиссии
      по осуществлению закупок с содержанием понятия, предусмотренным Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

      установление к руководителю заказчика, членам комиссии
      по осуществлению закупок требования о принятии мер по предотвращению
      и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок
      в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

       

      Электронное актирование для заказчиков – получателей средств федерального бюджета

      Получатели средств федерального бюджета, указанные в отдельном распоряжении Правительства Российской Федерации, и подведомственные им получатели бюджетных средств, начиная с 1 мая 2021 года, обязаны включать в условия заключаемых контрактов положения о возможности подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок). 

      Такая обязанность предусмотрена постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 2050» (далее – постановление). Норма постановления распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещаются в ЕИС в сфере закупок, а также на контракты, заключаемые с единственным поставщиком, с 1 мая 2021 года.

      Перечень получателей средств федерального бюджета, на которых распространяется данная норма, будет утвержден отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации.

      Подробно с информацией о функционале ЕИС можно ознакомиться в документах:

      ● для заказчиков в документе «Руководство пользователя. Реестр документов об исполнении контракта (ЛК Заказчика)», размещенном в Личном кабинете заказчика в разделе «База знаний» в подразделе – «Контракты и договоры» – «Реестр документов об исполнении контракта»;

      ● для участников закупок в руководстве «Электронный документооборот в процессе исполнения государственных и муниципальных контрактов (ЛК Поставщика)», размещенном в Личном кабинете участника закупок в разделе «База знаний» в подразделе «Документы о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

      Также информация размещена на Официальном сайте ЕИС в сфере закупок в разделе «Документы» в подразделах «Материалы для работы в ЕИС» – «Материалы для работы с документами о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

                      Положением постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 также сокращен срок оплаты по контракту с 30 календарных дней до 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Изменение касается получателей средств федерального бюджета. При заключении в 2021 году государственных контрактов они должны предусмотреть условие о сокращенном сроке оплаты по контракту.

      Кроме того, в связи с поступающими обращениями Министерством финансов Российской Федерации подготовлены письма по вопросам реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2050 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в которых предоставлены разъяснения по особенностям заключения и исполнения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в 2021 году для получателей средств федерального бюджета: письмо Минфина России от 13.05.2021 г. № 09-02-09/36934 и письмо Минфина России от 27.05.2021 г. № 09-01-06/41150[5].

      Принят порядок казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов на 2021 год

      Минфином России совместно с Банком России утверждено положение от 31 декабря 2020 г. № 342н/750-П, регламентирующее порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов (далее – Положение).

      Данное Положение вступило в силу с 10 мая 2021 года.

      Положение разработано в соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и устанавливает порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении госконтрактов, заключаемых для обеспечения федеральных нужд, и подлежащих такому сопровождению в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963, условиями которых предусмотрено казначейское обеспечение обязательств. Кроме того, в Положении обозначены субъекты информационного взаимодействия при казначейском обеспечении, а также установлены процедуры выдачи, перевода, исполнения, отзыва и возврата казначейского обеспечения обязательств.

       

      Установлен порядок определения Н(М)ЦК при осуществлении закупок охранных услуг

      Росгвардия в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 8 мая 2020 г. № 645 утвердила Порядок определения Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг.

      В частности, согласно документу, установлены особенности определения при осуществлении закупок охранных услуг частных охранных организаций, а также закупок услуг юридических лиц с особыми уставными задачами по охране (Приказ Росгвардии от 15 февраля 2021 г. № 45).

      Соответствующий приказ Росгвардии вступил в силу 9 мая 2021 года, однако он не применяется в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу приказа.

       

      Минздрав рассказал о порядке обоснования Н(М)ЦК и формирования цены контракта при осуществлении закупок медицинских изделий

      В подготовленном специалистами министерства письме Минздрава России от 28 апреля 2021 г. № 25-3/797, в частности, отмечается, что согласно п. 9 Порядка определения Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, и НЦЕ при осуществлении закупок медицинских изделий (далее - Порядок) начальная цена единицы медизделия определяется без учета НДС на основании информации, полученной в том числе от организаций, применяющих УСН. Между тем согласно п. 17 Порядка Н(М)ЦК рассчитывается с учетом НДС.

      При этом в письме подчеркивается, что победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ. В то же время согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

       

      О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, работ, услуг

      21.05.2021 на Официальном интернет-портале правовой информации размещен приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.03.2021 № 131 (далее – приказ), утверждающий требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221.

      Приказ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

       

       Следите за изменениями законодательства вместе с НЭП - Фабрикант!

      Последние новости

      Архив новостей