Получайте закрывающие документы от ЭТП «Фабрикант» в течение 2 рабочих дней в электронном виде! Подробнее по ссылке.
Обзор планируемых изменений в рамках работы по 223-ФЗ в июне 2020 года
3 Июля 2020 10:42 Эксперты Национальной электронной площадки Фабрикант (НЭП-Фабрикант) подготовили обзор нормативно-правовых актов, рассматриваемых в Государственной Думе Федерального собрания РФ и размещенных на федеральном портале проектов НПА в июне 2020 года.Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на планируемые изменения законодательства.
1. Предлагается установить минимальную долю закупок заказчиками товаров, произведенных в государствах - членах ЕАЭС, а также работ и услуг, в составе которых используются такие товары.
Реквизиты законопроекта: проект федерального закона №970027-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части определения минимальной доли закупок для заказчиков – юридических лиц)
Текстом законопроекта устанавливается обязанность заказчиков осуществлять закупки товаров, произведенных в государствах - членах ЕАЭС, работ, услуг, для выполнения, оказания которых поставляется товар, произведенный в государстве - члене ЕАЭС, с учетом требований, определяемых Правительством РФ.
Также предусматривается, что Правительство РФ вправе установить:
- перечень товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых поставляется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза,
- в целях обеспечения национальной безопасности минимальную долю закупок таких товаров, работ, услуг,
- порядок осуществления закупок для целей выполнения заказчиком обязанности по закупкам таких товаров, работ, услуг.
Правительство РФ также будет утверждать:
- требования к содержанию и форме отчета об объеме таких закупок и порядок подготовки и размещения такого отчета в ЕИС;
- требования к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в ЕИС.
Оценка выполнения заказчиком обязанности по осуществлению закупок товаров, произведенных в государствах - членах ЕАЭС, работ, услуг, для выполнения, оказания которых поставляется товар, произведенный в государстве - члене ЕАЭС, будет осуществляться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Соответствующие изменения предлагается внести в статью 3 Закона № 223-ФЗ.
По мнению авторов законопроекта, введение обязанности осуществлять определенный объем закупок товаров, произведенных в государствах - членах ЕАЭС, позволит на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления высокотехнологичной отечественной продукции.
2. Правительство РФ будет определять перечни высокотехнологичных товаров и цену, при превышении которой заказчики при реализации инвестиционных проектов с господдержкой не смогут закупить такие товары без согласования с координационным органом Правительства РФ.
Реквизиты законопроекта: проект федерального закона № 973995-7 «О внесении изменений в статьи 3.1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Статус: 16.06.2020г. внесен в Государственную Думу РФ, готовится к рассмотрению в первом чтении.
Законопроект предлагает расширить полномочия координационного органа Правительства РФ по определению видов продукции, которую могут закупать заказчики при реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой.
Изменения вносятся в статью 3.1. Закона № 223-ФЗ, которая определяет особенности закупок, осуществляемых юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.
В частности, Правительство РФ будет утверждать критерии отнесения товара к высокотехнологичной продукции, цену единицы такой продукции, при превышении которой сведения о такой продукции включаются перечни перспективных потребностей в высокотехнологичной продукции, необходимой для реализации инвестиционных проектов, а также порядок определения цены единицы такой продукции юридическими лицами при формировании перечней по аналогии с продукцией машиностроения.
Правительство РФ также вправе будет определить:
- отдельные виды высокотехнологичной продукции, которая включается в такие перечни и закупки которой и (или) закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этой продукции, не могут быть осуществлены юридическими лицами без согласования эксплуатационных характеристик этой продукции с координационным органом Правительства РФ;
- отдельные виды высокотехнологичной продукции, которая включается в перечни закупки, которой и (или) закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этой продукции, не могут быть осуществлены юридическими лицами за пределами территории РФ без согласования возможности осуществления таких закупок с координационным органом Правительства РФ.
Перечни должны содержать информацию о высокотехнологичной продукции, которая необходима для реализации инвестиционного проекта в случае, если цена единицы такой продукции превышает величину, определенную Правительством РФ, а также информацию о высокотехнологичной продукции (независимо от цены единицы такой продукции), которая необходима для реализации такого инвестиционного проекта и освоение производства которой на территории РФ рекомендуется юридическим лицом.
По мнению авторов законопроекта, в настоящее время Закон № 223-ФЗ и принятые в его развитие подзаконные акты содержат «легальные лазейки» для недобросовестных заказчиков по закупке любой иностранной продукции:
1) заказчики могут включать в технические задания редкие или избыточные характеристики иностранной продукции, при которых возможно поставить только иностранные высокотехнологичные товары;
2) заказчики могут указывать в извещении об осуществлении закупки,
и документации о закупке любую информацию, в том числе дополнительные потребительские свойства, включая функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не производятся отечественными организациями.
Положения законопроекта направлены не только на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе выпускающих высокотехнологичную продукцию, но и на противодействие (профилактику) коррупции при осуществлении закупок.
3. Предлагается ввести новый критерий подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ.
Реквизиты проекта НПА: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 01/01/06-20/00103098).
Статус: проходит общественное обсуждение с 19.06.2020 г.
В настоящее время подтверждение страны происхождения товаров
(работ, услуг) в рамках Закона №223-ФЗ не урегулировано, но текстом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925» предлагается установить, что условием предоставления приоритета российской продукции будет являться, в числе прочего, включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке сведений о нахождении товара в реестре российской промышленной продукции, произведенной на территории РФ, с указанием номера реестровой записи или сведений о наличии сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (Сертификата СТ-1) в случае отсутствия такого товара в реестре российской промышленной продукции.
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719» предлагает признать критерием подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ также наличие соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, заключенного резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта РФ в случае передачи ему соответствующих полномочий, и управляющей компанией ОЭЗ, содержащего обязательство резидента ОЭЗ по поэтапному выполнению (со дня начала производства промышленной продукции резидентом ОЭЗ, но не позднее чем по истечении 3 лет с указанной даты) требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ.
Подтверждение производства промышленной продукции на территории РФ в соответствии с постановлением № 719 позволит резидентам ОЭЗ выступать поставщиками товаров, работ в интересах отдельных видов юридических лиц в соответствии с Законом № 223-ФЗ (при условии внесения соответствующих изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925).
Административная практика
Показатели критериев оценки и порядок оценки показателей должны иметь взаимосвязь с выполнением работ по предмету договора в рамках закупки
В рамках решения УФАС по Санкт-Петербургу №78/17035/20, 78/17036/20 Т02-410/20 от 4.06.2020 рассматривалась жалоба участника закупки работ по разработке проектно-сметной документации на то, что показатель «Деловая репутация участника закупки» критерия оценки «Квалификация участника закупки» применяется в документации незаконно, так как установленный в документации порядок оценки по показателю не позволяет объективно выявить квалификацию участников и не имеет отношения к выполняемым работам по предмету закупки.
Заявитель указал, что дата регистрации организации, к которой фактически привязан порядок оценки по оспариваемому показателю, не имеет прямой связи с осуществляемой такой организацией соответствующей предмету закупки деятельностью и не отражает объем выполненных с момента регистрации работ.
Деловую репутацию оценивали на основании:
- лицензий в области охраны (сохранения) объектов культурного наследия, а именно: сколько непрерывных лет участник ей обладает;
- письменного обоснования перерыва между сроками действия лицензий (если он был);
- сведений о дате регистрации организации.
Антимонопольный орган поддержал участника. Такой подход был признан формальным и необъективным, поскольку порядок оценки:
- не связан с квалификацией (определить ее нельзя), а также с деятельностью компании на рынке работ по предмету закупки;
- не основывается на сведениях, подтверждающих уровень деловой репутации.
Его нельзя определять на основании выданных лицензий.
УФАС отметило, что установленный Организатором закупки порядок оценки лишь определяет присваиваемое количество баллов на основании формального срока обладания лицензией и, соответственно, существования организации-участника без какой-либо связи с квалификацией, деятельностью компании на рынке по выполнению работ по предмету договора в рамках закупки или иных показателей, необходимых или имеющих значение для осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках закупки.
При этом как таковая деловая репутация компании не может определяться на основании выданных в соответствии с действующим законодательством организации разрешительных документов на выполнение работ, в том числе лицензии, таким образом, порядок оценки по показателю «Деловая репутация участника закупки» носит формальное обозначение и фактически не основывается на сведениях, свидетельствующих об уровне деловой репутации участника закупки.
Также УФАС отметило, что порядок предоставления письменного обоснования перерыва допускает субъективное толкование. Он не позволяет оценить причины, которые объясняют перерыв.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу о том, что установленный Организатором закупки показатель «Деловая репутация участника закупки» критерия оценки «Квалификация участника закупки» и порядок оценки по показателю являются необъективными и ненадлежащими, не имеют взаимосвязи с выполнением работ по предмету договора в рамках закупки, а также не позволяют выявить квалификацию участников закупки.
В действиях Организатора закупки были допущены нарушения требований ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 8, п. 14 ч. 10 ч. 4 Закона № 223-ФЗ.
Судебная практика
Нарушение заказчиком норм Закона N 223-ФЗ не является основанием для отказа подрядчику в оплате задолженности за выполненные работы
На информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ 3 июня 2020 года размещено Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.03.2020 № 308-ЭС19-13774 по делу № А32-28627/2015. Суд отменил кассационное постановление и оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, поскольку оспаривание заказчиком, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора подряда, не является основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы.
Спор по делу возник в связи с отказом ответчика уплатить задолженность по выполненным истцом ремонтным работам, отношения между сторонами подлежали регулированию нормами Закона № 223-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств, считая доказанным выполнение истцом работ и передачу их ответчику, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания спорной суммы, поскольку отсутствие заключенного в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ договора между сторонами не может этому препятствовать.
Но суд округа отказал в иске, ссылаясь на нарушение конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, и на практику применения Закона № 44-ФЗ. Верховный Суд РФ не согласился с этим и оставил в силе решения первых двух инстанций. Суд округа не учел, что в связи с разными целями и принципами законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ установлены и разные последствия несоблюдения их требований. По Закону № 44-ФЗ отсутствие госконтракта не порождает право исполнителя на оплату. Однако Закон № 223-ФЗ не содержит аналогичного правила и возлагает именно на заказчика обязанность соблюдать закупочные процедуры.
Правовые последствия для подрядчика, выполнившего работы без договора, подлежащего заключению согласно требованиям Закона № 223-ФЗ, не идентичны последствиям выполнения работ с нарушениями правил Закона № 44-ФЗ. Оспаривание заказчиком, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора в нарушение норм Закона № 223-ФЗ, не является при установленных по делу обстоятельствах основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы.
Суд округа неправомерно возложил на подрядчика последствия недобросовестных действий заказчика, лишив его оплаты за выполненные работы.
Суд отменил кассационное постановление и оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, поскольку оспаривание заказчиком, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора подряда, не является основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы.
Следите за изменениями вместе с НЭП-Фабрикант!
Последние новости
-
4 Июля 2025 11:13
ЭТП «Фабрикант» запускает хранилище документов для участников закупок по 44-ФЗ
Теперь участникам не нужно повторно загружать документы при участии в схожих закупках, что значительно сокращает время подготовки заявок.
-
4 Июня 2025 15:54
На ЭТП «Фабрикант» обновлена форма рассмотрения заявок по 44-ФЗ
Электронная торговая площадка «Фабрикант» выпустила усовершенствованную форму рассмотрения заявок в рамках закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ. Данное обновление направлено на повышение эффективности и удобства работы заказчиков и членов комиссий при рассмотрении заявок.
-
21 Мая 2025 14:43
На ЭТП Фабрикант появился новый удобный инструмент для заказчиков по 44-ФЗ
Теперь при подготовке проекта контракта не нужно искать данные в разных разделах.
-
24 Апреля 2025 14:30
Новый поиск торговых процедур на ЭТП «Фабрикант»: удобство и эффективность для поставщиков
Электронная торговая площадка «Фабрикант» представила обновлённый поиск торговых процедур, который значительно упрощает работу поставщиков и помогает быстро находить нужные закупки для развития бизнеса.
-
14 Апреля 2025 12:35
«Фабрикант» сделал проще процесс вывода задатков для организаторов торгов
На электронной площадке «Фабрикант» появилась новая функциональная возможность, которая поможет организаторам торгов быстро заполнять заявления на вывод задатков победителей и единственных участников в процедурах продажи и аренды, если задатки принимались на счёт электронной площадки.