Получайте закрывающие документы от ЭТП «Фабрикант» в течение 2 рабочих дней в электронном виде! Подробнее по ссылке.
Обзор нормативно-правовых актов, принятых и размещенных на федеральном портале проектов НПА РФ в сентябре 2021 года.
30 Сентября 2021 15:32Обзор планируемых и принятых изменений в рамках работы по 44-ФЗ
в сентябре 2021 года.
Эксперты электронной площадки НЭП-Фабрикант подготовили обзор нормативно-правовых актов, принятых и размещенных на федеральном портале проектов НПА РФ в сентябре 2021 года.
Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на планируемые и принятые изменения законодательства о контрактной системе.
Минфин России готовит новую редакцию ПП РФ № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок.
Реквизиты проекта НПА: О дополнительных требованиях к участникам закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/09-21/00119953).
Статус: окончание общественного обсуждения – 17.09.2021 года.
Перечень случаев, когда нужны доптребования, расширят. Среди прочего, в него войдут:
- услуги по техобслуживанию зданий, сооружений;
- работы по текущему ремонту зданий, сооружений.
Как и прежде, устанавливать доптребования при приобретении ряда товаров (работ, услуг) из перечня надо при определенной Н(М)ЦК. Так, при закупке названных работ (услуг) это нужно сделать при цене выше 1 млн руб.
При приобретении позиций в сфере культуры и культурного наследия установить доптребования надо при цене контракта выше 500 тыс. руб. Сейчас для таких закупок порога по Н(М)ЦК нет.
Ряд действующих доптребований скорректируют. Так, при закупке работ по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного) участники подтвердят по выбору:
- наличие за 5 лет до окончания срока подачи заявок опыта исполнения договора на капремонт объекта капстроительства (кроме линейного). Подтвердить его нужно исполненным контрактом по Закону № 44-ФЗ или договором по Закону № 223-ФЗ, актами выполненных работ;
- наличие за 5 лет до окончания срока подачи заявок опыта исполнения подрядного договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства (кроме линейного). Подтвердить его надо любым исполненным договором, актом приемки объекта капстроительства и разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию, кроме случаев, когда его не выдают;
- опыт выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства (кроме линейного) - для участников-застройщиков. Подтвердить его надо сметой на строительство объектов капстроительства из разд. 11 проектной документации и разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию.
Цена выполненных работ составит минимум 20% от Н(М)ЦК. Подтверждающие документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Если информация о них есть, например, в ЕИС, то участникам достаточно представить номер записи из реестра контрактов или договоров[1].
Минпромторг России скорректирует правила работы в части ПП РФ 878 и КТРУ.
Реквизиты проекта НПА: О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/09-21/00120081).
Статус: окончание общественного обсуждения – 21.09.2021 года.
Согласно данным пояснительной записки в части постановления № 878 проект предусматривает:
-исключение необходимости получения разрешения Минпромторга России в целях подтверждения отсутствия производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Таким образом ограничение в виде правила «второй лишний» будет устанавливаться на закупки всей продукции, указанной в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень);
- уточнение формулировок в части указания в заявке участника закупки совокупного количества баллов, если для продукции введена балльная система и в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или в евразийском реестре промышленной продукции для поставляемых товаров указаны соответствующие баллы, а также наименования евразийского реестра промышленной продукции;
- возможность подтверждения страны происхождения продукции, являющейся медицинским изделием, включенной в Перечень и классифицируемой кодами в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130, 26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190, 28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000 путем декларирования страны происхождения на этапе подачи заявки с последующим предоставлением заказчику копии сертификата по форме СТ-1 при исполнении государственного контракта – до 31 декабря 2022 г.;
- временный порядок допуска радиоэлектронной продукции, происходящей с территории государств - членов Евразийского экономического союза с подтверждением страны происхождения продукции путем декларирования страны происхождения на этапе подачи заявки с последующим представлением заказчику копии сертификата по форме СТ-1 при исполнении государственного контракта в связи с отсутствием утвержденных критериев для определения страны происхождения радиоэлектронной продукции, происходящей с территории государств - членов Евразийского экономического союза.
В части постановления № 145 проект предусматривает:
-необходимость использования заказчиками сведений, содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для описания объектов закупки без возможности указания дополнительных характеристик, не предусмотренных каталогом. Требование не распространяется на закупки, осуществляемые у единственного поставщика, а также не применяется в случае отсутствия в каталоге необходимых позиций либо описания технических характеристик радиоэлектронной продукции, включая медицинские изделия, содержащие электронику.
Минтруд России планирует внести изменения в Типовой контракт на оказание услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги железнодорожным транспортом пригородного сообщения
Реквизиты проекта НПА: О внесении изменений в типовой контракт на оказание услуги по перевозке граждан – получателей социальной услуги железнодорожным транспортом пригородного сообщения, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 августа 2015 г. № 562н (ID проекта 01/02/09-21/00119966).
Статус: окончание общественного обсуждения – 17.09.2021 года.
В частности, предлагаемые изменения направлены на приведение Типового контракта в соответствие, в том числе с положениями законодательства о контрактной системе.
Так, предусматривается уточнить пункты относительно формирования цены контракта, приемки оказанной услуги и оплаты исполненных обязательств по контракту.
Таким образом, в случае принятия проекта приказа, заказчикам будет необходимо обратить внимание на изменения, внесенные в Типовой контракт, и учесть их в своем контракте на оказание услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги железнодорожным транспортом пригородного сообщения[2].
Минкомсвязь России подготовило проект приказа об утверждении типовых условий контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и информационной карты к ним.
Реквизиты проекта НПА: Об утверждении типовых условий контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и информационной карты типовых условий контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи (ID проекта 01/02/08-21/00119664)
Статус: окончание общественного обсуждения – 09.09.2021 года.
Согласно проекту приказа, в случае его принятия, заказчик должен будет включить в проект соответствующего контракта ряд обязательных условий, среди которых:
● достоверные сведения о заказчике;
● адрес, порядок и способ предоставления исполнителем заказчику счета за оказанные услуги;
● срок обеспечения исполнителем доступа заказчику к сети подвижной связи;
● перечень услуг, оказываемых исполнителем заказчику;
● система оплаты услуг, оказанных исполнителем заказчику;
● порядок, сроки и форма расчетов заказчика с исполнителем;
● способ предоставления исполнителем заказчику сведений о всех договорах об оказании услуг, заключенных заказчиком с исполнителем;
● порядок направления исполнителем заказчику информации о недостоверности сведений о заказчике или о лицах, использующих выделенные заказчику абонентские номера.
Предполагается, что указанные типовые условия будут применяться заказчиками при формировании проекта контракта в случае закупки услуг, соответствующих кодам ОКПД2 61.20.11, 61.20.12, 61.20.30.110, 61.20.30.120, ОКВЭД2 61.20.1, 61.20.2, 61.20.3 и позиции КТРУ 61.20.10.000-00000001, при любом размере Н(М)ЦК. Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта, утверждающего соответствующие типовой контракт, типовые условия контракта[3].
Правило «второй лишний» для иностранной радиоэлектронной продукции и медицинских изделий (ПП РФ 1432)
31 августа 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432, которым было введено правило «второй лишний» для иностранной радиоэлектронной продукции (РЭП) и некоторых импортных медизделий с ограничением допуска, а также установлен перечень зарубежной РЭП с запретом на допуск.
Иностранные медизделия с ограничением допуска
Из перечня № 1 убрали ряд позиций, например:
- 26.51.53.140 - устройства электрофореза белков сыворотки крови на пленках из ацетата целлюлозы;
- 26.60.12.132 - аппараты ультразвукового сканирования;
- 32.50.21.121 - аппараты для ингаляционного наркоза.
Эти товары вошли в перечень иностранной РЭП с ограничением допуска.
Из позиции с кодом по ОКПД2 32.50.13.190 исключили некоторые изделия: аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных, инкубаторы интенсивной терапии для них, кольпоскопы.
Ограничения допуска иностранной РЭП и импортных медизделий
Для нового перечня иностранной РЭП с ограничением допуска ввели правило "второй лишний". Заказчик должен отклонить заявки с предложениями иностранных товаров (кроме продукции из стран ЕАЭС), если есть хотя бы 1 заявка, которая одновременно:
- соответствует извещению и (или) документации;
- содержит предложение о поставке продукции, произведенной в странах ЕАЭС.
Участник должен указать в заявке:
- номер записи из единого реестра российской РЭП, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением № 719, - для продукции из РФ;
- номер записи из евразийского реестра промтоваров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории ЕАЭС, если такое предусмотрено Решением N 105, - для товаров из ЕАЭС (кроме РФ).
Номера реестровых записей представлять не нужно, в частности, при поставке принятой на вооружение военной техники.
Реестровые номера включают в контракт.
Документы о стране происхождения товара поставщик должен представить при исполнении контракта.
Запрет на допуск иностранной РЭП
Для некоторой продукции ввели запрет на допуск вместо его ограничения, например:
- 26.11.30 - схемы интегральные электронные;
- 26.12.30 - карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты);
- 26.20.11 - компьютеры портативные массой не более 10 кг;
- 27.40.39 - светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки.
Для подтверждения того, что эти товары не подпадают под установленный запрет, участникам нужно продекларировать, что продукция включена в реестр российской РЭП. Такая информация не нужна, в частности, при поставке принятой на вооружение военной техники.
Правила использования КТРУ
При приобретении запретной РЭП нельзя использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики вне каталога. Эти правила действуют, только если в закупке установлен запрет.
При закупке иностранной РЭП с ограничением допуска по-прежнему применяют соответствующие правила[4].
9 сентября 2021 года на сайте ГИСП были размещены разъяснения о порядке применения ПП РФ 878 в редакции ПП РФ 1432.
В частности, в разъяснении указывается, что согласно пункту 4 постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) ограничение на закупку иностранной продукции не применяется, если:
• в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке;
• и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемой радиоэлектронной продукции.
При этом в соответствии с пунктом 5 постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Данные нормы применяются только в том случае, если ограничения на допуск, предусмотренные пунктом 3 постановления № 878 (в редакции постановления
№ 1432), не устанавливаются. Учитывая, что до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден, и в целях реализации постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) заказчикам необходимо проводить закупку с применением требований по национальному режиму, то в вышеупомянутом случае получать разрешение Минпромторга России не требуется: оценка и рассмотрение заявок осуществляется с учетом требований Закона № 44-ФЗ, установленных к способам проведения закупки.
В случае, если на участие в закупке подана 1 (или более) заявка (окончательное предложение), удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, то заявки, содержащие предложения о поставке иностранной радиоэлектронной продукции, подлежат отклонению. Соответственно, при отсутствии таких заявок, предусмотрена возможность закупки импортной радиоэлектронной продукции.
Внесены изменения в ПП РФ № 719
07.09.2021 на Официальном интернет-портале правовой информации размещено постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2021 № 1485 (далее - постановление), вносящее изменения в раздел VI «Продукция тяжелого машиностроения» требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В частности, установлены значения количества баллов, необходимых для отнесения лифтов пассажирских (код ОКПД2 28.22.16.111) к продукции, произведенной на территории РФ. К российской указанная продукция будет приравнена при наличии следующего количества баллов:
до 31 декабря 2022 года – не менее 100 баллов;
с 1 января 2023 года – не менее 110 баллов;
с 1 января 2024 года – не менее 130 баллов.
Кроме этого, скорректированы требования в отношении выполняемых при производстве лифтового оборудования технологических операций, соответствие которым необходимо для отнесения этой продукции к отечественной.
Изменения, утвержденные данным постановлением, вступили в силу с 01.09.2021.
Организации культуры получили право сдавать госимущество в аренду без проведения конкурентных процедур
13 сентября на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.2021 года № 1529, на основании которого организации культуры получили право сдавать госимущество в аренду без проведения конкурентных процедур.
Данным постановлением утверждены правила заключения договоров аренды госимущества без проведения соответствующих конкурсов и аукционов.
Правила касаются только государственных и муниципальных организаций культуры, в хозяйственном ведении или оперативном управлении находится то или иное госимущество. Речь идет, прежде всего, о недвижимости и земельных участках.
Организации культуры теперь могут сдавать имеющиеся у них площади без проведения конкурсных процедур в двух случаях. Для организации общественного питания, а также для организации розничной торговли сувенирной, издательской и аудиовизуальной продукцией. Причем, профильной. То есть, в том же театре организация торговой точки по продаже, например, спортивных сувениров будет считаться нарушением условий аренды.
В самих правилах оговорено, что определенный отбор желающих взять в аренду площади у организаций культуры все же имеется. Так, сами организации должны разместить на своем сайте информацию об имуществе, предполагаемом к сдаче в аренду, сроке и цене аренды, целях использования имущества и т.п. В правилах приводится также перечень информации, которую должны представить потенциальные арендаторы.
В случае если на одно предложение организации культуры поступило две и более удовлетворяющие требованиям заявки, то "победителем" становится заявка, поступившая первой.
В правилах также подчеркивается, что в договоре аренде должно прописываться одно существенное условие - запрет на субаренду имущества, сданного организацией культуры в аренду[5].
Разъяснены нюансы применения сертификатов квалифицированной электронной подписи
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в письме от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604 (далее - письмо) даны разъяснения о порядке применения после 1 января 2022 года сертификатов квалифицированной электронной подписи, выданных удостоверяющими центрами, аккредитованными после 1 июля 2020 года.
В письме даны следующие разъяснения:
eсли электронная подпись выдана удостоверяющим центром, аккредитованным после 1 июля 2020 года, то подпись будет действительна до окончания срока действия сертификата квалифицированной электронной подписи, в том числе, если окончание срока наступает после 1 января 2022 года;
eсли сертификат квалифицированной электронной подписи был создан до 1 июля 2021 года удостоверяющим центром, аккредитованным ранее 1 июля 2020 года и прошедшим аккредитацию по новым правилам с 1 июля по 31 декабря 2021 года, то электронную подпись можно использовать до окончания срока действия сертификата квалифицированной электронной подписи;
в случае, если электронная подпись была выдана до 1 июля 2021 года удостоверяющим центром, который не прошел аккредитацию по новым правилам, использовать такую подпись после 1 января 2022 года нельзя;
eсли сертификат был выдан после 1 июля 2021 года удостоверяющим центром, который на момент выдачи ещё не прошел аккредитацию по новым правилам, то она является недействительной[6].
Ключевая ставка повышена до 6,75% годовых
Совет директоров Банка России 10 сентября 2021 года принял решение повысить ключевую ставку на 25 б.п., до 6,75% годовых.
В II квартале 2021 года российская экономика достигла допандемического уровня и, по оценкам Банка России, возвращается на траекторию сбалансированного роста. Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов остается существенным в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. В этих условиях и с учетом высоких инфляционных ожиданий баланс рисков для инфляции смещен в сторону проинфляционных. Это может привести к более продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на ограничение этого риска и возвращение инфляции к 4%[7].
Следите за изменениями законодательства вместе с НЭП - Фабрикант!
[1] КонсультантПлюс https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=0UDAOkSEOQfXio941&cacheid=B65D297BE551649F325B0EB451003C25&mode=splus&base=LAW&n=394850&rnd=97F8F661B6A481CB7821BC44292BD6E9#nhGAOkSstiFwqCIN5
[2] Правовой портал Кодекс.ру
https://kodeks.ru/news/read/predlojeny-izmeneniya-v-tipovoy-kontrakt-na-okazanie-uslugi-po-perevozke-grajdan-v-ramkah-44-fz
[3] Гарант.ру https://www.garant.ru/news/1486526/
[4] Консультант Плюс https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=0w80OkSBzS6OtGD1&cacheid=78C1D1FEAA8C6FEB6B46C894468C1C45&mode=splus&base=LAW&n=394270&rnd=97F8F661B6A481CB7821BC44292BD6E9#we90OkSkfA7f7km21
[5] Интерфакс https://www.interfax.ru/russia/790095
[6] Новости ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31503
[7] Пресс-релиз Банка России https://www.cbr.ru/press/keypr/
Последние новости
-
4 Июля 2025 11:13
ЭТП «Фабрикант» запускает хранилище документов для участников закупок по 44-ФЗ
Теперь участникам не нужно повторно загружать документы при участии в схожих закупках, что значительно сокращает время подготовки заявок.
-
4 Июня 2025 15:54
На ЭТП «Фабрикант» обновлена форма рассмотрения заявок по 44-ФЗ
Электронная торговая площадка «Фабрикант» выпустила усовершенствованную форму рассмотрения заявок в рамках закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ. Данное обновление направлено на повышение эффективности и удобства работы заказчиков и членов комиссий при рассмотрении заявок.
-
21 Мая 2025 14:43
На ЭТП Фабрикант появился новый удобный инструмент для заказчиков по 44-ФЗ
Теперь при подготовке проекта контракта не нужно искать данные в разных разделах.
-
24 Апреля 2025 14:30
Новый поиск торговых процедур на ЭТП «Фабрикант»: удобство и эффективность для поставщиков
Электронная торговая площадка «Фабрикант» представила обновлённый поиск торговых процедур, который значительно упрощает работу поставщиков и помогает быстро находить нужные закупки для развития бизнеса.
-
14 Апреля 2025 12:35
«Фабрикант» сделал проще процесс вывода задатков для организаторов торгов
На электронной площадке «Фабрикант» появилась новая функциональная возможность, которая поможет организаторам торгов быстро заполнять заявления на вывод задатков победителей и единственных участников в процедурах продажи и аренды, если задатки принимались на счёт электронной площадки.