• 15.01.2022
      • 12:42:45 (MSK+00:00)
      • 15.01.2022
      • 12:42:45 (MSK +4)
    • Время на сервере
      (MSK+00:00)

      Получайте закрывающие документы от ЭТП «Фабрикант» в течение 2 рабочих дней в электронном виде! Подробнее по ссылке.

      В Москве состоялся Московский финансовый форум 2021

      8 Сентября 2021 16:05

      8 сентября 2021 года состоялся Московский финансовый форум 2021, прошедший под девизом «Российская экономика и финансовые рынки: устойчивое развитие в меняющемся мире».

      По традиции, одним из ключевых мероприятий стала сессия: «Государственные закупки: новые горизонты и вызовы».

      В ней приняли участие:

      Николай Журавлев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

      Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»,

      Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства,

      Алексей Лавров, заместитель Министра финансов Российской Федерации,

      Арман Шаккалиев, член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК,

      Иван Щербаков, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике.

      Модерировал сессию Александр Жуков, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

       

      Сессия по государственным закупкам, иллюстрированная цитатами спикеров.

       

      Александр Жуков: «И сегодня 44-ФЗ подвергается достаточно серьезной критике. Очевидно, что проблемы сохраняются: ограничения, искажения регулирования, с которым сталкиваются и заказчики, и поставщики».

       

      Арман Шаккалиев: «Мы верной дорогой идем, и цели наши четко определены. Ключевая задача – это полноформатная и равная возможность участия всех поставщиков Союза в закупках Союза. В этой связи в конце прошлого года, как известно, главами государств утверждена и принята Стратегия развития до 2025 года. В качестве основных мер, направленных на создание таких возможностей, - цифровизация государственных закупок, признание банковских гарантий в странах (Союза – прим. ред.), вопросы, связанные с электронной цифровой подписью. В этом уже есть определенные успехи.

      Одним из наиболее важных достижений Комиссии за последнее время можно по праву считать решение вопросов о механизмах и условиях определения страны происхождения товаров для целей государственных закупок».

       

      Николай Журавлев: «Участникам закупок очень сложно адаптироваться к этим постоянным изменениям законодательства: с одной стороны хорошо, что мы модернизируем законодательство, а с другой стороны это значит, что что-то на старте было сделано не так и, наверное, не идеальный был закон, который мы постоянно совершенствуем.

      В целом, вторым оптимизационным пакетом сильно улучшился 44-ФЗ. Важно, что мы пока исключили положения о рейтинге деловой репутации участников закупок. Совместно было принято решение, что это пока преждевременный механизм, но, безусловно, мы будем дальше этот механизм обсуждать, надеюсь, что мы к правильному решению придем.

      Как все понимают, нет предела совершенству. Мы будем и дальше вынуждены изменять 44-ФЗ. К сожалению, несмотря на все новации, не снижается количество нарушений, выявляемых контролирующими органами.

      Что нам надо будет делать? – Конечно, в первую очередь, нужно будет очень внимательно мониторить важные нормы закона, которые приняты в двух оптимизационных пакетах, нужно будет проанализировать как работает инструмент универсальной стоимостной предквалификации. Важно, чтобы это нововведение не повышало риски ограничения конкуренции, не отсекало новых поставщиков, которые не обязательно являются неквалифицированными. Необходимо будет также проанализировать отмену первых частей заявок по аукционам – надо понять как эта норма будет работать на практике.

      В законе остаются требования о том, что определенный перечень товаров, работ, услуг должен закупаться только посредством аукциона, где единственный критерий – это цена. Важно, чтобы этот аукционный крен с приоритетом цены был не в ущерб качеству, и из-за демпинга с рынка не уходили действительно добросовестные, качественные поставщики. Это особенно актуально и для услуг, и для закупок сложных товаров.

      Еще одна актуальная тема – это оценка конкуренции. Сейчас это среднее количество заявок на один лот, а в качестве показателя эффективности закупок – величина экономии. Такая оценка конкуренции нам кажется недостаточной, не достаточно полной. Возможно, стоит подумать о разработке комплексной, более глубокой системы показателей, характеризующих эффективность государственных закупок.

      Следующая тема – несостоявшиеся закупки. Во втором квартале 2021 года мы наблюдаем рост несостоявшихся закупок на 50% по сравнению с первым кварталом. Конечно, во многом это связано с радикальным повышением цен на строительные материалы. В настоящее время цена на осуществление закупок строительных работ определяется проектно-сметным методом, нет сопоставления рыночных цен. Такой подход приводит к ситуации, когда расчет Н(М)ЦК не соответствует реальным ценам. Эта проблема актуальна и на стадии, в том числе, исполнения контракта: изменять цену и сроки выполнения работ можно только с определенными ограничениями, при этом надо получать разрешение Правительства Российской Федерации, региональных, муниципальных властей. Нам нужно подумать над более оперативным и универсальным решением таких ситуаций.

      Президент Российской Федерации ставит для нас одной из приоритетных задач расширение участников субъектов МСП в закупках. Во исполнение этого поручения доля была увеличена, но этого явно недостаточно. На практике малый бизнес сталкивается с проблемой недостаточности оборотного капитала. Мы запретили факторинг в госзакупках, хотя этот механизм позволял оперативно привлекать дополнительное финансирование. Теперь источником финансирования являются, в основном, банковские кредиты. Для повышения доступности кредитов нам необходимо совершенствовать механизмы взаиморасчетов участников госзакупок и для этого, в том числе, нужно повышать механизмы защиты кредиторов.

       

      Анна Катамадзе: «Мы готовимся сейчас полным ходом к 1 января 2022 года – состоится запуск новых электронных процедур и запуск электронного актирования как единственной формы актирования подавляющего числа государственных и муниципальных контрактов. Мы сосредоточили свое внимание на вопросах, связанных с оцифровкой и регулированием исполнения контрактов и платежей по ним. Это позволит обеспечить прозрачность, существенное сокращение сроков платежей, прослеживаемость цен товарной номенклатуры».

       

      Алексей Лавров: «Мне кажется, надо подумать о некой системе обмена информацией между странами (участниками ЕАЭС – прим.ред.), чтобы мы всегда держали руку на пульсе.

       

      Благодаря развитию электронных процедур, электронного контракта, актирования мы впервые с 1 января 2021 года поставим под контроль соблюдение сроков оплаты: подписал акт приемки – извините, уже загорелась лампочка – срок отсчета пошел и попробуй теперь нарушить. Все контрольные органы тут же будут подключаться, чего до сих пор не было.

       

      Цифра по нарушениям меня порадовала – 5%. А кто сказал, что это много или мало? Если бы мы в правилах дорожного движения, условно, выявляли всего лишь 5% нарушений, мы бы сказали: «Какие отличные правила, смотрите как мало их нарушают, да еще мы все выявляем». Вопрос, конечно, в том выявляем ли мы все.

       

      Мы считаем, что пора заканчивать с внесением изменений. Во всяком случае, так часто. Будут еще точечные поправки. Но надо переходить (к механизму – прим. ред.) – один-два, условно говоря, комплексных закона, которые решают ту или иную конкретную проблему. Особенность оптимизационного закона в том, что он первый комплексный закон с 2013 года. Мы подошли сейчас к этапу, когда нужно взять мораторий определенный, не абсолютный, конечно, кстати, он и законом предусмотрен – все, что принимается после 1 июля, может вступать в силу только через полтора года.

       

      Нужно подумать как разработать систему оценки эффективности закупок. Конечно, экономия не может являться (единственным критерием – прим.ред.), и нет у нас никакого аукционного крена, поскольку мы существенно расширяем возможности выбора способа закупок. В частности, например, хочу обратить внимание, что 95% заказчиков с 1 января 2022 года могут до 100 млн рублей общих закупок в год размещать запросом котировок – относительно быстро, просто, удобно, не надо никаких аукционов и конкурсов сложных проводить.

      Что значит эффективная система закупок? На мой взгляд, это удовлетворение объема потребностей в сроки, без нарушений, по рыночным ценам в конкурентной среде.

       

      Ближайшие планы на этот год – введение в действие оптимизационного закона: надо принять, изменить или отменить 62 подзаконных акта».

       

      Подготовила С.В.Аппба





       

      Следите за изменениями с НЭП-Фабрикант!

      Присоединяйтесь к нам VK FB

      Последние новости

      Архив новостей