Получайте закрывающие документы от ЭТП «Фабрикант» в течение 2 рабочих дней в электронном виде! Подробнее по ссылке.
Обзор планируемых и принятых изменений в рамках работы по 44-ФЗ в июле 2021 года.
30 Июля 2021 14:45Обзор планируемых и принятых изменений в рамках работы по 44-ФЗ
в июле 2021 года.
Эксперты электронной площадки НЭП-Фабрикант подготовили обзор нормативно-правовых актов, принятых и размещенных на федеральном портале проектов НПА РФ в июле 2021 года.
Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на планируемые и принятые изменения законодательства о контрактной системе.
Минстрой России предложил скорректировать цену долгосрочного строительного контракта, при которой можно изменять его цену и срок при наступлении непредвиденных обстоятельств.
Реквизиты проекта НПА: «О внесении изменения в пункт 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г № 1186» (ID проекта 02/07/07-21/00117516).
Статус: окончание публичного обсуждения - 22.07.2021 года.
Согласно данным проекта постановления планируется слова «100 млн. рублей» заменить словами «15 млн. рублей».
Минцифры России предлагают внести изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236 об установлении запрета на иностранное ПО
Реквизиты НПА: «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ID проекта 02/07/07-21/00118367).
Статус: окончание публичного обсуждения - 20.08.2021 года.
Согласно данным пояснительной записки, вносимый проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях оптимизации порядка формирования и ведения единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных и единого реестра программ для ЭВМ и баз данных из государств членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее – российский реестр, единые реестры).
Проектом постановления уточняются требования к составу заявки на участие в государственных и муниципальных закупках. В составе заявки необходимо будет указывать информацию о номерах реестровых записей, подтверждающих информацию о содержании сведений о программном обеспечении в единых реестрах.
Проектом постановления конкретизируются некоторые требования к программным продуктам и правообладателям, предусмотренные пунктами 5 и 42 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила). Так, согласно новой редакции, добавилось требование о необходимости правообладателям ПО иметь организационно-технические возможности для реализации прав, а также штат специалистов, квалификация и количество которых обеспечат полноценную реализацию прав.
Кроме того, согласно проекту постановления исключительные права на программное обеспечение могут принадлежать российской коммерческой организации без преобладающего иностранного участия, которая признается таковой не только по суммарной доле участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций без преобладающего участия, граждан Российской Федерации, но и по принципу осуществления контроля в части принятия решений со стороны одного или нескольких следующих лиц: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, гражданина Российской Федерации или контролируемых ими совместно или по отдельности лиц.
Требование о введении ПО в гражданский оборот и о свободной реализации экземпляра ПО уточняется, положением, предусматривающим отсутствие каких-либо территориальных ограничений, препятствующих свободной реализации ПО. Уточняется также, что данное требование не распространяется на ПО, разрабатываемое органами исполнительной власти, государственными корпорациями, компаниями и юридическими лицами с преимущественным участием Российской Федерации (или государств – членов Евразийского экономического союза) для внутреннего использования.
Проект постановления дополнен новыми требованиями в части размещения технических средств, необходимых для функционирования ПО при предоставлении пользователям дистанционного доступа, технических средств хранения исходного текста и объектного кода обеспечения ПО, технических средств компиляции исходного текста в объектный код ПО, нахождения технических средств, необходимых для активации ПО, для выпуска, распространения, управления лицензионными ключами.
Также проектом постановления вводится ответственность за обеспечение актуальности документов и сведений, размещенных в единых реестрах. Вводится возможность ограничения доступа к реестровой записи в случае игнорирования требования Минцифры России об актуализации сведений, содержащихся в реестре.
Приняли закон об увеличении доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) до 25% с 15%.
Помимо увеличения обязательной доли закупок у СМП и СОНО до 25 % от СГОЗ, нормы закона предусматривают сокращение сроков оплаты по госконтрактам: по госзакупкам у малого бизнеса, извещения о проведении которых размещены в ЕИС в течение 2022 года, - до 10 дней, после 1 января 2023 года - до 7 дней. По остальным госзакупкам - до 15 дней и до 10 дней соответственно. Еще одно новое положение законопроекта расширяет перечень условий, при которых нормы 44-ФЗ о национальном режиме при осуществлении госзакупок не действуют. По действующей редакции 44-ФЗ Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности могут не соблюдать нацрежим при закупке средств разведывательной и контрразведывательной деятельности. Поправка предусматривает, что эти ведомства смогут не соблюдать нацрежим при закупках "в целях обеспечения органов"[1].
Изменились правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
01 июля 2021 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление).
Данным постановлением предусмотрены следующие изменения:
1. Утвержден новый порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Внесены изменения в части сроков вступления в силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства»;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 223 «Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
3. Признаны утратившими силу некоторые акты, в том числе, постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», постановление Правительства Российской Федерации № 1083 «О внесении изменений в приложение к Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Постановление вступает в силу с 01.07.2021, за исключением отдельных положений[2].
Утверждены типовые условия контрактов по 44-ФЗ на проведение строительного контроля
Типовые условия контрактов на проведение строительного контроля утверждены приказом Минстроя России от 18.03.2021 № 160/пр. Начало действия документа – 8 августа 2021 года.
Применение типовых условий контрактов предусмотрено (подп."г" п.2 Информационной карты типовых условий контракта, утвержденной приказом Минстроя России от 18.03.2021 № 160/пр):
1) только в отношении объектов, финансирование (софинансирование) которых осуществляется в соответствии с государственной программой "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
2) только для контрактов, исполнителем по которым является ФБУ "Федеральный центр строительного контроля".
Типовые условия не применяются при выполнении работ по строительству:
1) объектов за пределами территории РФ;
2) линейных объектов;
3) объектов, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.
Напомним, что применение типовых условий становится обязательным по истечении 30 календарных дней после их размещения в ЕИС (п.15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606).
Утверждение проекта контракта без учета типовых условий может повлечь наложение административного штрафа в размере 3 тыс. рублей (ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).[3]
Положения Закона № 44-ФЗ применяются к федеральным территориям
Согласно изменениям, внесенным в ч. 3 ст. 2 Закона № 44-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2021 № 351-ФЗ, а также новой ч. 6 ст. 2 данного закона установлено, что положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы, органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, применяются к федеральным территориям, органам публичной власти федеральных территорий, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок.
Кроме того, органы публичной власти федеральной территории в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе, принимают правовые акты, регулирующие отношения, связанные с закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 2
Закона № 44-ФЗ.
Указанные изменения вступили в силу 2 июля 2021 года.
Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ (в редакции, действующей с 4 июля 2020 года) на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 N 437-ФЗ установлены правовые основы функционирования федеральной территории "Сириус"[4].
Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236
21.07.2021на Официальном интернет-портале правовой информации размещено постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1226 (далее - постановление), вносящее изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и признавшее утратившим силу абзаца одиннадцатого подпункта 29 пункта 8 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236.
Действие постановления не распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в Единой информационной системы в сфере закупок до дня вступления в силу настоящего постановления либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления[5].
Ключевая ставка повышена до 6,50% годовых
Совет директоров Банка России 23 июля 2021 года принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 6,50% годовых. По оценкам Банка России, в II квартале 2021 года российская экономика достигла допандемического уровня.
Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов возрос в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. C учетом высоких инфляционных ожиданий это значимо сместило баланс рисков для инфляции в сторону проинфляционных и может привести к более продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Принятое решение по ключевой ставке направлено на ограничение этого риска и возвращение инфляции к 4%.[6]
Приложение к Постановлению № 2014 приведут в соответствие с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам
Специалисты Минпромторга России в своем письме от 07 июля 2021 года
№ ПГ-19-6911, в частности, напоминают, что приложение к постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее соответственно - Приложение, Постановление № 2014) содержит в том числе отдельные виды медицинских изделий, соответствующие кодам ОКПД2 и кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурой медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н.
Вместе с тем, отмечается, что не все позиции действующей редакции Приложения описаны с использованием актуальных кодов вида медицинского изделия. В частности, это относится к таким медицинским изделиям, как "Шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них", "Оборудование и аппараты для фильтрования, обеззараживания и (или) очистки воздуха"и т. д. В связи с этим представители министерства сообщают, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности внесения изменений в Постановление № 2014 в части актуализации и добавления кодов видов медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий[7].
Минпромторг России подготовил предложение о введении балльной оценки уровня локализации радиоэлектронной продукции
Минпромторг России подготовил предложение о введении балльной системы оценки уровня локализации радиоэлектронной продукции. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Всего министерство предлагает ввести балльную систему для 19 видов радиоэлектронной продукции (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности). В том числе для компьютеров (включая портативные), мониторов и проекторов, принтеров и сканеров, различных микросхем и печатных плат, кассовых терминалов, банкоматов, сканеров штрихкодов и т.п.
При этом есть обязательные требования, соответствие которым необходимо для производителя, претендующего на получение статуса российского. В число таких требований включено наличие у производителя юридического лица - налогового резидента РФ, не находящегося под контролем иностранного государства (компании или физического лица), прав на соответствующую технологию, патентов, прав на конструкторскую и техническую документацию для проектирования, производства, модернизации и развития соответствующей продукции. За соответствие всем обязательным требованиям предлагается начислять 20 баллов.
Еще 50 баллов предлагается начислять за использование в той или иной продукции электронных модулей российского производства, 30 баллов - за изготовление на территории РФ печатных плат электронных модулей, 20 баллов - за сборку и монтаж в РФ всех элементов электронной компонентной базы на печатную плату электронного модуля.
Также баллы планируется начислять за использование российских центральных процессоров, источников бесперебойного питания, аккумуляторов, электронной компонентной базы и т.п. Кроме того, баллы могут быть присвоены за подтверждение затрат в объеме не менее 250 млн рублей, направленных на разработку и (или) производство центральных процессоров и микроконтроллеров.
Балльную систему предполагается применять, фактически, начиная с 2022 года. Причем для каждого вида продукции свой уровень локализации. Так, например, с 1 января 2022 года портативный компьютер будет считаться российским, если на него начислено 75 баллов, с 1 января 2023 года - 100 баллов, с 1 января 2024 года - 120 баллов. Для других видов компьютеров уровень локализации несколько выше - 80, 105, 130 или 120 баллов.
Для некоторых видов продукции предлагается установить достаточно невысокий уровень локализации. Так, для мониторов и принтеров, например, этот порог будет составлять 50, 55 и 65 баллов.
Оборудование, набравшее определенное количество баллов, будет включаться в Реестр российской радиоэлектронной продукции, который используется при проведении госзакупок и закупок госкомпаний (в части предоставления преференций товарам российского производства, включая квотирование закупок российских товаров)[8].
Минпромторг России предлагает распространить нормы о квотировании на сервисные IT-контракты госкомпаний
Минпромторг России предлагает распространить нормы о квотировании закупок госкомпаниями товаров российского производства на сервисные и им подобные IT-контракты, следует из проекта правительственного постановления, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.
"В проекте постановления предлагается распространить минимальную обязательную долю закупок российских товаров на радиоэлектронную продукцию, которая не поставляются, но передается во владение или пользование при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в рамках сервисных договоров", - говорится в пояснительной записке к проекту постановления.
Необходимость такой меры объясняется тем, что действующая нормативная правовая база позволяет заказчикам обходить существующие ограничения и запреты на закупку иностранного оборудования, "фактически приобретая иностранное оборудование через сервисные договоры (услуги, работы)". Такую схему они могут использовать в отношении радиоэлектронной продукции, которая не поставляется, а передается во владение или пользование при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в рамках сервисных договоров.
В самом документе обозначены виды сервисных договоров, на которые будут распространяться нормы о квотировании. В их числе контракты на оказание радиоэлектронных услуг по предоставлению доступа к службе облачных вычислений по различным схемам - "инфраструктура как услуга" (IaaS), "хранение данных как услуга" (DSaaS), "вычисления как услуга" (CompaaS), "сеть как услуга" (NaaS), "платформа как услуга" (PaaS) и т.п.
Также в проекте правительственного постановления приводится формула определения стоимости радиоэлектронной продукции в рамках сервисных контрактов[9].
Минфин России снова обновил перечень банков
26 июля 2021 года Минфин России обновил Перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 44-ФЗ.
По состоянию на 26 июля 2021 года в данном списке содержится 188 банков[10].
Следите за изменениями законодательства вместе с НЭП - Фабрикант!
[1] Интерфакс https://prozakupki.interfax.ru/articles/2189
[2] Новости ЕИС
https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31350
[3] Система Kodeks.ru
[4] ГАРАНТ http://www.garant.ru/news/1473404/
[5] Новости ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31400
[6] Банк России https://www.cbr.ru/press/keypr/
[7] Гарант http://ivo.garant.ru/#/document/57406682/paragraph/23610:0
[8] Интерфакс
https://prozakupki.interfax.ru/articles/2200
[9] Интерфакс
https://prozakupki.interfax.ru/articles/2205
[10] Минфин России https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/
Последние новости
-
4 Июля 2025 11:13
ЭТП «Фабрикант» запускает хранилище документов для участников закупок по 44-ФЗ
Теперь участникам не нужно повторно загружать документы при участии в схожих закупках, что значительно сокращает время подготовки заявок.
-
4 Июня 2025 15:54
На ЭТП «Фабрикант» обновлена форма рассмотрения заявок по 44-ФЗ
Электронная торговая площадка «Фабрикант» выпустила усовершенствованную форму рассмотрения заявок в рамках закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ. Данное обновление направлено на повышение эффективности и удобства работы заказчиков и членов комиссий при рассмотрении заявок.
-
21 Мая 2025 14:43
На ЭТП Фабрикант появился новый удобный инструмент для заказчиков по 44-ФЗ
Теперь при подготовке проекта контракта не нужно искать данные в разных разделах.
-
24 Апреля 2025 14:30
Новый поиск торговых процедур на ЭТП «Фабрикант»: удобство и эффективность для поставщиков
Электронная торговая площадка «Фабрикант» представила обновлённый поиск торговых процедур, который значительно упрощает работу поставщиков и помогает быстро находить нужные закупки для развития бизнеса.
-
14 Апреля 2025 12:35
«Фабрикант» сделал проще процесс вывода задатков для организаторов торгов
На электронной площадке «Фабрикант» появилась новая функциональная возможность, которая поможет организаторам торгов быстро заполнять заявления на вывод задатков победителей и единственных участников в процедурах продажи и аренды, если задатки принимались на счёт электронной площадки.